Директор школы №321
Машковцев Дмитрий Владимирович

Комфортная школа, использующая нестандартные и современные подходы к обучению

Как это было?

В 2017 году руководство и коллектив 321 школы Центрального Санкт-Петербурга начали работу по формированию стратегии школы. Был изучен передовой педагогический опыт лучших школ России и мира, как негативный, так и позитивный, определены возможности самой школы, учтены современные тенденции развития системы образования. Задача была – создать «изюминку» нашей школы, которая позволила бы, с одной стороны, привлечь в школу желающих ее «попробовать», с другой стороны, привлечь в школу желающих и умеющих ее сделать. Это касается не только учителей, но и всех других сотрудников, включая обслуживающий персонал, делопроизводителей, специалистов, работников столовой.

В итоге определена Миссия нашей школы: «Достичь такого уровня образования, который не только давал бы возможность выпускникам школы обучаться всю свою жизнь, но и вызывал бы у них желание обучаться».

Определены два равноценных способа получения образования в школе: «Очное и семейное».

Семейное образование – получение общего образования вне школы. Не стоит путать с “домашним” образованием: это слово означает школьное образование, осуществляемое на дому по медицинским показаниям. То есть “надомника” учат учителя из школы, в которую он зачислен. А в случае семейного образования школа берет на себя консультирование и аттестацию учеников, подписавших договор со школой.

Это законно?

Согласно федеральному закону “Об образовании в Российской федерации” общее образование может быть получено, как в школе, так и в форме семейного образования и самообразования (статьи 17 и 63). В этом случае есть право пройти аттестацию как промежуточную, так и итоговую в школе бесплатно (статья 34). Родители могут в любой момент перевести ребёнка на обучение в образовательную организацию (статья 44). 

Семья теряет право на семейное образование лишь в том случае, когда ребёнок не справился с промежуточной аттестацией и своевременно не ликвидировал академическую задолженность. В этом случае ребёнок должен продолжить получать образование в образовательной организации (статья 58).

Это эффективно?

Да, исследования и трехлетний опыт работы нашей школы в этом направлении показывают, что результаты обучения выше, а коммуникативные навыки лучше у детей, получивших образование в семейной форме.

Что касается обучения, то результаты вполне понятны и логичны: индивидуальное обучение всегда эффективней группового. Здесь, правда, нужно учитывать, что на семейное образование переходят обычно продвинутые родители, видящие в образовании огромную ценность. Поэтому эффективность определяется не столько формой, сколько содержанием семейного образования.

А вот хорошие коммуникативные навыки детей, которые не посещали школу, у некоторых вызывают сомнения. Здесь надо учесть, что дети на семейном обучении не изолированы от общества. Они общаются со сверстниками иногда даже больше6 чем ученики очной формы.На семейном образовании дети и их родители могут управлять кругом общения, могут выбирать, культурных и интересных друзей. Школьники же вынуждены общаться с теми, кто сидит рядом в классе, кто учится в той же школе.

При этом семейное образование даёт возможность значительно быстрее осваивать программу обучения, поэтому остаётся больше времени для общения.

Это необходимо?

Для некоторых детей семейное образование почти необходимость.

Одарённые дети. Им в школе скучно. Ребёнок сделал все задания за пол-урока, а оставшиеся пол-урока ждёт звонка. На семейном обучении никого ждать не надо.

Дети с ограниченными возможностями здоровья. Они, наоборот, не успевают за темпом класса и учителя. Со многими детьми из этой категории всё в порядке, они могут быть успешны в обучении.

Профессионалы. Дети, которые серьёзно занимаются спортом, искусствами или бизнесом, просто не могут совмещать эту деятельность с ежедневным посещением школы.

Эмигранты. Дети, живущие за рубежом временно или постоянно, тоже физически не могут посещать русскую школу.

Индивидуалы. Дети, которым не комфортно в обычной школе, с ее правилами, расписанием уроков и питания, формой одежды, невозможностью подобрать учителей или одноклассников на свое усмотрение, невозможностью выбирать образовательный маршрут блоками, не соответствующими учебному плану школы, в том числе невозможность  изучать предметы поочерёдно, а не все одновременно.

Это дорого?

До недавнего времени у семейного образования был только один существенный недостаток – оно было значительно дороже школьного. Родителям нужно было либо самим обучать детей школьным предметам, либо оплачивать услуги репетитора. Но с появлением и развитием интернета и, соответственно, образовательных интернет-ресурсов, этот недостаток семейного образования ушёл в прошлое. Их стоимость вполне доступная для людей, имеющих компьютер.

При этом на семейном образовании школа бесплатно для родителей проводит итоговые и промежуточные аттестации, предоставляет учебники. А также  родителям не нужно тратить деньги на проезд ребёнка до школы, на портфель, на благотворительные взносы в фонд класса и школы, на школьную форму.

Что получилось?

На примере нашей школы могу сказать, что семейное образование очень востребовано. Если на начальном этапе (2017/2018 учебный год) в школе было 15 учеников на семейной форме обучения, то в 2019/2020 учебном году их стало уже 100 учеников с 1 по 11 класс, что составило 20% от всех обучающихся в школе. Два ученика 9 класса получили аттестаты с отличием.

Школой разработаны и внедрены современные методики обучения для учеников, выбравших семейное образование, в том числе дистанционные методы обучения. Родители и ученики довольны тем, как организовано семейное обучение в школе. С интересом работают и учителя, постоянно совершенствуя умения и навыки работы по семейному образованию.

Большую помощь школе также оказывает центр Гимназиум, который бесплатно предоставил школе свою платформу для дистанционного обучения.

Так что же лучше? Семейное или очное обучение в школе? Лучше всего то, что подходит ребенку, позволяет ему комфортно получить образование требуемого уровня. И всегда можно попробовать, так как в любой момент по просьбе родителей ученик может быть зачислен обратно в школу на очное обучение. Выбор за Вами.

 

С уважением и наилучшими пожеланиями, директор 321 школы Центрального района Санкт-Петербурга Д. В. Машковцев.

Оставьте свои данные и мы перезвоним

Центр онлайн образования на базе государственной школы №321 г. Санкт-Петербурга

Задайте свой вопрос нашему специалисту

Запись на консультацию
Мы свяжемся с Вами в течение часа
Оставьте заявку чтобы пройти самостоятельное обучение онлайн
Оставьте заявку чтобы пройти учебную диагностику онлайн
Вопросы про ребенка:
Контакты:

Во время пандемии мы открываем доступ к материалам абсолютно бесплатно.

В качестве благодарности просим ответить на несколько вопросов для дальнейшей эффективной работы. Спасибо.

Вопросы про ребенка:
Контакты:

* Не только родители занимаются образованием детей, мы считаем, что «ответственный взрослый» это более толерантно

Задайте свой вопрос